Вкус к вертикали

Общественная палата как призрак надвигающегося корпоративизма

13:51. 7 ноября, 2013  
  
5

Неделю назад рабочая группа по подготовке изменений в закон «Об Общественной палате Республики Коми» обнародовала свои планы относительно таких изменений. Они заслуживают того, чтобы к ним приглядеться.

 

«Комиинформ», ссылаясь на заместителя председателя Госсовета Коми Станислава Хахалкина, в качестве главной поправки (то есть, вероятно, имеющей наибольшие шансы быть принятой) сообщает о наделении Главы и того же Госсовета правом отзывать тех членов Общественной палаты, которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои полномочия. Учитывая порядок нынешнего формирования палаты (треть назначает Глава, треть – Госсовет, а эти две трети избирают последнюю часть своих коллег), в предоставлении права отзыва своя логика просматривается. Хотя из текста сообщения не очень понятно, что считать «ненадлежащим исполнением», а главное – кто эту ненадлежащесть будет определять.

Но те, кто внимательно наблюдает за общественно-политической жизнью республики, а тем более в ней участвует, не дети и легко могут назвать этого кого. Сейчас он как бы только подбирает кандидатуры в палату, а уж уходить или не уходить общественники вольны вроде сами. Стало быть, через некоторое время Алексею Чернову дадут право и «увольнять» «ненадлежащих» общественников.

Мы настолько привыкли к этому абсурду, что считаем его само собой разумеющимся. Как, собственно, и тот факт, что сама Общественная палата республики сидит на государственном коште, ибо мало того, что её исполнительная дирекция – это банальное госучреждение, проходящее в бюджете по ведомству администрации Главы, но и сам председатель получает там же зарплату. На 2013 год общая сумма затрат на палату составляет 6,7 млн. рублей, из которых фонд оплаты труда – 4,4 млн. В палате оплачивается труд её председателя, исполнительного директора и пяти сотрудников исполнительной дирекции. В среднем получается по 52 тысячи «грязными» в месяц на человека.

Республика Коми – первый субъект Федерации, не постеснявшийся этого.

Упомянутая выше рабочая группа, однако, останавливаться на достигнутом уровне взаимодействия с государством не собирается и предпринимает дальнейшие шаги. «Были высказаны предложения по закреплению за Общественной палатой права координировать деятельность общественных советов при органах исполнительной власти и в муниципальных образованиях, в том числе в части выработки единого подхода к формированию совета, методов его работы, основных функций и задач», – я продолжаю цитировать «Комиинформ». И изумляться стремлению «вертикализировать» всё и вся тех, кто по статусу (общественники) вроде должен стремиться к максимальной «горизонтализации» подобных структур.

Если пройдут и такие поправки, процесс выстраивания единой вертикальной иерархии общественников (правда, чудесно звучит?) пойдёт тем более гладко, что достаточно просто посмотреть на состав некоторых общественных советов. Вот, например, при администрации Сыктывкара. Из семи его членов двое – одновременно члены Общественной палаты РК: Дмитрий Несанелис и Павел Поташов. В общсовете при администрации Ухты – ещё трое: Евгений Вологин, Анна Фролова и коренная сыктывкарка Дарья Шучалина. Я уже не говорю про Валентину Жиделеву, давным-давно возглавляющую общественный совет при МВД по Коми.

То есть, в сущности, поправки предлагают просто закрепить фактически существующее положение вещей, когда мы имеем некую сформированную (см. выше кем) массу общественников, распределённых по различным вывескам. В итоге мы получаем на выходе квазиобщественный орган, практически дублирующий государственные и муниципальные.

Зачем же он нужен? В действующем законе об Общественной палате РК записано так: она, мол, «обеспечивает взаимодействие граждан… общественных объединений с Государственным Советом… Главой… Правительством… органами исполнительной власти Республики Коми в целях учета интересов граждан при проведении государственной политики, защиты прав общественных объединений, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Республики Коми». Это по сути калька с аналогичного федерального закона, и то, что я напишу далее, относится более к идее общественных палат вообще.

При традиционном подходе к политическому устройству, который вроде как принят в нашей и многих других странах, считающихся демократическими, «учёт интересов граждан при проведении государственной политики» вроде как идёт через парламентские выборы и политические партии. То есть, условно говоря, первичное звено делегирования властных полномочий – гражданин, инструмент для этого делегирования – всеобщие равные тайные и т.д., субъект политической деятельности – партия, которая, как подразумевается, представляет интересы какого-либо слоя населения.

История новейшей России, а особенно – последнего десятилетия, когда партийное поле было высушено до последней… ну, пусть предпоследней (по сравнению с временами КПСС) степени, дала нам яркое доказательство того, что сформированные по партийному принципу представительные органы власти мало кого представляют – кроме разве различных финансово-промышленных групп. Эта странная особенность парламентской демократии была замечена уже не менее ста лет назад, и не только в России. В качестве альтернативы ей политические теоретики предложили принцип корпоративного государства. Он подразумевает представительство не партий, а профессиональных сообществ, под которыми имеются в виду не только профсоюзы, но более широкие объединения, которые могут включать и работодателей, а также те самые общественные организации.

Теории корпоративизма (или, как это ещё иногда называется, солидаризма), между прочим, выглядели очень выгодно на фоне сотрясавших парламентские страны кризисов… но случилась маленькая неприятность: именно на основе такой теории в 20-30-х годах начали строиться государства в Италии, Испании, Португалии и – да, разумеется, Германии. После чего всякое упоминание о корпоративизме, естественно, стало табу: никому не улыбается получить клеймо «фашиста».

А теперь просто внимательно посмотрите на любую общественную палату, принципы её формирования, структуру и работу. Чуть более года назад председатель Общественной палаты РК Маргарита Колпащикова прямо признала, что это структура «общественно-государственная», и она наконец выговорила то, чего многие до сей поры стесняются. Она не договорила только одного: идеологи власти (я в данном случае имею в виду и федеральный их уровень, и республиканский), понимая, что формируемые нынче парламенты слабо отражают действительные предпочтения граждан, чувствуя, что из-за этого могут самостоятельно расти параллельные общественные структуры, вовремя создали для более-менее инициативных людей удобную оболочку. Оболочка налилась опытом, забурела и естественным образом хочет расти дальше.

Потому что оболочка чувствует: она не просто ОБЩЕСТВЕННАЯ палата. Она – расположенная под чутким крылом власти – то самое подобие КОРПОРАТИВИСТСКОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ. Искры и токи, которые в нём сейчас возникают, логично приводят к мысли об усилении полномочий. Пусть даже и в кругу «своих».

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
5 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
йцувертикальДЕД ВАСИЛЬИЧчитательЁж Recent comment authors
новые старые популярные
Ёж
Гость
Ёж

Валер, долго пишешь!? То, что эта шайка-лейка давно уже стала одной из ступенек чиновничей лестницы – и ежу понятно! Кому на Руси жить не хочется!?

читатель
Гость
читатель

А в газете с симпатной такой фоткой этих палаточников

ДЕД ВАСИЛЬИЧ
Гость
ДЕД ВАСИЛЬИЧ

АВТОР ИСТИНУ ГЛАГОЛЕТ

вертикаль
Гость
вертикаль

Все стараются бюрократизировать, общественников хотят вставить в государственную вертикаль власти. Постепенно наши общественники вытесняют из медийного пространства традиционных политиков. Все меньше мелькают в СМИ политики от ЕР. Это что, готовится слив ЕР?

йцу
Гость
йцу

В среднем получается по 52 тысячи «грязными» в месяц на человека.

Республика Коми – первый субъект Федерации, не постеснявшийся этого.
______________________________________
Коми – первый субъект, ставший оплачивать работу палаточников? Любопытно. Я только за оплату их работы. Без денег вообще туфта получится: одни посиделки и вздохи. Как это было при первом созыве