Виртуальные чиновники (ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ)

Портал госуслуг не пользуется спросом у жителей республики

11:40. 23 декабря, 2012  
  
4
Вспомнив о том, что государство должно быть ближе к народу, чиновники Коми в мае 2010 года с пафосом запустили портал государственных услуг в сети Интернет. Предполагалось, что он станет одной из главных программ электронного правительства, дабы каждый ощутил на себе достижения информационной эры. Спустя два года на вопрос «Слышали ли вы о портале?» большинство вряд ли ответит утвердительно. Ещё меньше граждан устанавливало с госслужащими виртуальную связь. 
 

Подальше от государства 

Наши люди настолько привыкли к тому, что государство – это некая субстанция, которая только мешает жить, что сама формулировка «государственные услуги» вызывает недоумение. «А разве государство нам оказывает какие-то услуги?», «Я только в поликлиники хожу, больше нигде с государством не пересекаюсь», «Интересно, что чиновники там предоставляют в своих кабинетах?» Такие реплики я слышала от людей, когда в качестве интервьюера участвовала в проведении опроса в октябре этого года. 
 
Заказчик исследования (правительство Коми) интересовался у жителей республики, насколько они довольны качеством работы государственных учреждений. Анкета, надо сказать, противоречила всем правилам и больше напоминала черновик студента второго курса факультета социологии. Поэтому полученные данные вряд ли позволят составить адекватную картину пожеланий граждан в адрес государственных учреждений. 
 
И всё бы ничего, только вот на опрос двух с половиной тысяч человек по всей республике была потрачена не одна сотня тысяч бюджетных рублей. То есть за счёт нас, налогоплательщиков, региональные власти поставили ещё одну галочку, чтобы создать видимость работы по переходу к электронному правительству.  
 
В анкете был вопрос «Пользовались ли вы порталом gosuslugi.ru?». Из 60-ти человек, которых я опросила на своём участке в Сыктывкаре, только каждый четвёртый что-то слышал о нём. А пользовались от силы человек десять, причём по роду занятий это в основном сами сотрудники государственных учреждений. Очень многие отмечали, что волокиты в чиновничьих коридорах стало больше, а ожидание в очередях занимает не один час. Проецировать эти данные на всю республику, конечно, нельзя. Но некоторые выводы сделать можно. 
 

Где деньги, Зин?

Выходит, что кампанию по информированию населения о государственных услугах и о возможности через Интернет оформлять документы, подавать заявки и прочее чиновники провалили. А на это наверняка были потрачены немалые деньги. Какие, можно предположить. К примеру, только в 2011 году на реализацию проекта «единой электронной карты», назначение которой опять же мало кому понятно, в Коми было выделено 12 млн рублей. 2,5 млрд рублей – такую сумму в 2013-2015 годах планируется потратить на создание в Коми… информационного общества электронного правительства, предоставление государственных услуг по Интернету. А заниматься этим будет Комитет информатизации и связи Коми во главе с Александром Селютиным.
 
Сегодня на региональном портале pgu.rkomi.ru собрана информация о более чем тысяче услуг. Выяснить прямо на сайте, какие именно из них являются электронными (то есть получить что-то от государства можно без личного контакта с чиновником), довольно сложно. В начале 2011 года таковых было всего семь. А сегодня, как уверяет Селютин, их 85.
Вообще в ходе виртуального путешествия по федеральному и региональному порталам  создаётся ощущение, что их создатели не подумали об интернет-пользователях. К примеру, те, кто пытался через федеральный портал заказать заграничный паспорт, говорят, что процедура долгая и непонятная. Система постоянно даёт сбой, а операторы сетуют на её несовершенство. Правило – «Подал заявку через портал – в УФМС примут без очереди» – не работает.
 

Мечта Тоффлера

Ещё в 1970-х годах американские футурологи (учёные, прогнозирующие будущее) предвещали наступление информационной эры. Глядя на астрономические суммы, направляемые федеральным и региональными бюджетами страны на создание электронного правительства и информатизацию всего и вся, Элвин Тоффлер (американский социолог и футуролог), скорее всего, переписал бы свою теорию постиндустриального общества. Оно, как известно, основано на технологиях и коммуникациях.
 
Между тем в сёлах Республики Коми до сих пор пользуются газом в баллонах, «Почта России» закрывает отделения, ликвидируется проводное радиовещание. В посёлке, где живёт моя бабушка, о наступлении зимы узнают не по снегу, а по еженедельным отключениям света, – нередко на целый день. Студенты (заочники) моего знакомого вузовского преподавателя рассказывали про Интернет на селе: «Ростелеком» исправно получает с носа по 500 рублей в месяц, а Интернет бывает, в лучшем случае, пару часов в день. В Коми немало деревень, жители которых по несколько месяцев отрезаны от «большой земли» – нет дороги. Согласно логике теорий общественной эволюции, строительство дорог и газопроводов, налаживание электроснабжения должно предшествовать созданию электронного правительства. Потому как человеку бытовой комфорт важнее, чем возможность пообщаться с виртуальным чиновником. У нас пока всё наоборот…
 

А вы пользуетесь госуслугами по Интернету?

Анастасия Карлова, сотрудница банка:
 
 
– Год назад я пыталась подать заявку на загранпаспорт. Сама процедура получения доступа к сайту уже позабавила. Операторы не могли толком помочь, сетовали на несовершенство системы. После оформления заявки меня пригласили в УФМС в определённое время. Сказали, что примут без очереди. Но не тут-то было. В этом УФМС не работали компьютер и Интернет уже месяц. Мне сказали, что несколько месяцев не принимают заявки, поданные через сайт госуслуг. Я попросила принять мои документы без электронной заявки. На что специалист сказала, что это невозможно. Мол, в системе будет сбой. Она так и не смогла объяснить, на каком основании отказано в принятии документов. Я не поленилась подать жалобу на сайте. Реакция последовала через три месяца по почте: «Ваша жалоба зарегистрирована». Ответ на жалобу так и не пришёл.
 
Алексей Рогачёв, преподаватель, Коми республиканский физико-математический лицей-интернат: 
 
 
– Про портал узнал по работе — мы регистрировали лицей на региональном сайте госуслуг. Задумка неплохая, но требует некоторых знаний по работе в Сети. Мне кажется, что большая часть населения не сможет успешно применить эту технологию. И, насколько мне известно, личное присутствие человека в некоторых моментах необходимо.
 
Николай Сурков, историк, доцент КГПИ:
 
 
– К сожалению, я пока не совсем на «ты» с Интернетом, как и большинство людей моего поколения, поэтому электронными госуслугами никогда не пользовался. Тем не менее понимаю, что за ними будущее. Надо будет, пусть и со сложностями, постепенно вникать и привыкать к современным информационным технологиям.
 
Ирина Пенина, частный предприниматель: 
 
 
– Пользоваться госуслугами посредством Интернета ничуть не быстрее, чем традиционным способом. К примеру, номер кода на заявку об оформлении загранпаспорта приходит по почте примерно спустя месяц. Получать документ, разумеется, приходится непосредственно в паспортном столе. Поэтому я предпочитаю лучше походить по госинстанциям — результат, как правило, появляется гораздо быстрее.
 
Опрос подготовили: Елена Селезнёва, Наталья Кузнецова, Сергей Морохин.
Поделиться в соцсетях

guest
4 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
вопрос чиновникам
вопрос чиновникам
24.12.2012 22:56

– что то вообще путное делаете, г.чиновники? – присутствие на рабочем месте и получение зарплаты не считается.
и вообще, кто отбор на должности ведет, что в результате получается одно вредительство.

минфин
минфин
25.12.2012 02:30

нехило два с половиной миллиарда в виртуальную реальность. На стариков, детей и инвалидов зато в коми денег нет. Ворье!

Аноним
Аноним
25.12.2012 03:27

Ладно бы еще результат виден был, так ведь не видно результата! Восхваляемый Селютиным портал госуслуг pgu.rkomi.ru глючный и бестолковый, rkomi.ru вообще каменный век, да и с десяток порталов органов госвласти позорище (чего стоит портал агентства по соцразвитию http://www.agentsoc.rkomi.ru)Темнит чего-то Александр, ненароком пыль в глаза пускает под видом кипучей деятельности. Легко… Читать далее »

комикадзе
комикадзе
25.12.2012 03:59

ВОРЬЕ ЭТИ ЧИНОВНИКИ!!!