Таможня мзду не берёт (ФОТО)

Корреспондент «Красного знамени» убедился в верности закона Ломоносова: если в одном месте прибывает, то в другом обязательно убывает

Автор:   
12:00. 17 августа, 2012  
  
2
Недавно в рамках пресс-тура членов Ассоциации СМИ СЗФО мне довелось побывать в Калининграде, где для журналистов были организованы встреча с начальником Северо-Западного таможенного управления Назипом Галикеевым и экскурсия на самый современный таможенный пост на российско-польской границе. Нам показали чудо-рентген-машины, позволяющие сканировать контейнеры, не выгружая груз, рассказали о реализации проекта «Зелёный коридор», который действует в пилотном режиме с 1 мая этого года. И много ещё чего интересного. 
 

Очередей нет!

Те, кто хоть раз путешествовал автомобильным транспортом через Брест или Торфяновку (на границе России и Финляндии), знают, что такое ждать. Зачастую томление в очереди занимает на этих таможенно-пропускных пунктах до нескольких часов, а то и суток. На таможенном посту Мамоново-II мы не увидели очередей вообще! Оно и понятно: 12 полос в одну и столько же в другую сторону. Легковые машины проезжали границу, практически не задерживаясь. Досмотр грузового транспорта тоже проходит оперативно, ведь большинство перевозчиков давно приучены подавать декларации заранее, причём в электронном виде. Средняя фактическая пропускная способность пункта составляет сегодня 2603 легковых транспортных средства в сутки. 
 
Конечно, способствует этому и система «сплошного зелёного коридора», суть которого в выделении специальной полосы движения для граждан, не имеющих товары, подлежащие письменному декларированию как с российской, так и с польской стороны. Считается, что проект окажет положительное влияние на развитие приграничного сотрудничества в бизнесе, культуре и туризме. Пока, впрочем, по словам калининградцев, они с удовольствием пользуются «зелёным коридором» для поездок в Польшу за дешёвыми продуктами, а поляки приезжают к нам заправляться бензином и сигаретами. Туризм развивается большей частью выездной: россияне едут в Европу. В обратную сторону туристов немного. Это в основном ностальгирующие немцы и вездесущие китайцы.
 
Участники пресс-тура посетили также строительную площадку нового таможенно-логистического терминала (ТЛТ), расположенного недалеко от Мамоново-II, в трансъ-европейском коридоре Калининград – Элблонг – Берлин.
 
«Цель таких ТЛТ – разгрузить мегаполисы от фур и вынести таможенные посты ближе к границе, – пояснил Назип Галикеев. – Это выгодно и жителям городов, и всем перевозчикам. После всех необходимых процедур на границе товары можно беспрепятственно доставлять в любой пункт назначения территории Таможенного союза». 
 
Площадь ТЛТ – более 12 га. Здесь одновременно могут разместиться 350 единиц большегрузного транспорта, строится современный склад временного хранения с площадкой, на которой одновременно смогут производить выгрузку 12 фур. Кроме того, здесь будут гостиница для водителей на 50 мест, столовая, сеть магазинов, кафе и аптека. Такой мини-городок, в котором удобно всем участникам «процесса». Строится терминал на условиях государственно-частного партнёрства. 
 
Калининградская область, как известно, занимает особое место среди регионов России. Близость европейских рынков с их кризисными колебаниями не прибавляет региону стабильности. Тем не менее таможня региона за первое полугодие перечислила в федеральный бюджет более пяти миллиардов рублей. А всего таможенными органами Северо-Западного управления в бюджет страны взыскано 248 млрд. рублей.
 
«Мы самая рентабельная служба в России, – рассказал Назип Галикеев. – Платежи ФТС составляют 54% федерального бюджета, налоговая даёт 45% и всего 1% – различные другие органы». 
 
Главный таможенник Северо-Запада России Назип Галикеев (в центре) был открыт для любых вопросов прессы. Фото Елены Шелест
 
Уже почти в конце встречи, когда участники перешли к неформальному общению и обмену визитками, Галикеев, узнав, что я из Коми, сочувственно обронил: «Жаль вас. Сыктывкарскую таможню скоро закроют». «Как так? – удивилась я. – Мы же недавно отмечали четверть века, нас все хвалили…» «Оптимизация», – ответил начальник.
 
Вернувшись в Сыктывкар,  я позвонила в нашу таможню…
 

С чег о начали, к тому и возвратимся?

Первое, на что обращаешь внимание, заходя в здание по ул. Советской, – это портрет незабвенного киношного таможенника Верещагина. Ничего удивительного, ведь образ, созданный артистом Павлом Луспекаевым, является неофициальным символом российской таможни. В Санкт-Петербурге, на Северном кладбище, где похоронен артист, на его могиле даже установлен памятный знак с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
 
Под сыктывкарским портретом нет никаких надписей, но все и так помнят крылатые верещагинские слова: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».
 
Наш разговор с Александрм Корниловым проходил в День ВДВ, и бывший десантник нет-нет да и поглядывал через окно на чистое, без единого облачка, небо. Возможно, ему хотелось туда, под купол парашюта, где ветер выдувает все лишние мысли и хочется думать только о высоком. Но пришлось говорить о насущном.
 
– Александр Геннадьевич, несмотря на отличные результаты и 25-летнюю историю, нашу таможню ждёт большое сокращение. Почему? Чем это вызвано?
 
– Происходит это в связи с исполнением указа Президента РФ от 31 декабря 2010 года «Об оптимизации численности  федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». 20-процентное сокращение идёт по всем структурам – МВД, МЧС, ФСБ, налоговая, госнаркоконтроль… На Северо-Западное таможенное управление приходится в общей сложности 996 человек.
 
Но я хочу подчеркнуть: на сегодня пока никакого официального документа о сокращении или закрытии мы не получили. Да, существует проект решения таможенного управления СЗФО, где считают, что нужно реорганизовать Сыктывкарскую, Вологодскую и Новгородскую таможни. Я не присутствовал на этих совещаниях и никаких решений, повторю, пока не получал. 
 
– А мне даже назвали срок – до нового года.
 
– До нового года – вряд ли. Я слышал – по 5 февраля 2013 года. Реорганизация должна пройти путём присоединения трёх названных таможен к Санкт-Петербургской.
 
Предполагается, что самостоятельного статуса у нас не будет. Останутся пост в Сыктывкаре и два небольших отдела по пять человек в Воркуте и Ухте общей численностью  45 человек. Сегодня штатная численность составляет 270 человек. 
 
– Руководство республики уже поставлено в известность?
 
– Да, оно в курсе. 
 
– И какие превентивные меры готовятся? Есть ли у нас некая «подушка безопасности», ведь обязательно будут проблемы? Как социальные, так и экономические.
 
– Проблемы будут, это однозначно. Сегодня ряд крупных участников внешнеэкономической деятельности направили свои обращения к руководству ФТС с предложением оставить всё как есть. Понятно, что так уже не будет, потому что все мы знаем, что такое кризис… Но прежде чем сокращать, надо хорошо подумать: что будет дальше? Если крупный бизнес в какой-то степени решит свои проблемы, то малому и среднему придётся нелегко. Нужно будет полностью менять транспортную логистику.
 
– Наша газета писала как-то о предпринимателе Александре Иванове, который возит лесопродукцию из Пузлы на свой склад в Ухту. Там же он декларирует груз и отправляет на экспорт. Если таможенный пункт закроется, он будет нести серьёзные убытки. А у него совместное предприятие с Исландией, финские заказчики…
 
– О чём я и говорю. Для примера: Эжвинский таможенный пост работает сегодня в круглосуточном режиме, потому что отправка продукции «Монди» на экспорт происходит постоянно. Так же как и импорт. Тысячи вагонов ежегодно. Комбинат имеет здесь два склада временного хранения. То есть товар не останавливается на границе, а прямиком идёт сюда, на их склады, где и растаможивается. Это называется минимизация транспортных потерь и стоимости продукции. Теперь, если Эжвинский пост закроют, то, скорее всего, их товар будет храниться на ТЛТ, а за это надо будет платить, причём солидные суммы, потому что расценки на таможенные услуги немаленькие. Крупный бизнес, конечно, переживёт, не сломается, хотя и для него будут определённые проблемы. А вот средний и малый… В своё время мы сокращали таможенный пост в Усогорске, так все мелкие предприятия, которые занимались внешне-экономической деятельностью в этом районе, закрылись. Отсюда и социальные проблемы: люди теряют работу, уезжают из посёлков…
 
– Кризис же не вечен. Сегодня – спад, завтра – подъём…
 
– Да что-то он не спешит уходить, только развивается. Взять Испанию, Грецию, Францию, даже Германию… Никто не говорит, что кризис закончился, напротив, все ждут очередного витка.
 
Наш вопрос в стадии обсуждения. Путину недавно на встрече в Магнитогорске, когда зашёл разговор об ожидаемом сокращении таможенных постов, предприниматели задали вопрос: «Почему вы лишаете нас права оформляться там, где мы хотим?» Президент сказал, что подумает и, может быть, поручит ввести мораторий на ликвидацию таможенных органов. 
 
– А какова ваша точка зрения?
 
– Мы тоже давали свои предложения в рамках оптимизации: подсократиться, но в целом структуру оставить. Тем более что возникнут проблемы. Причём не только экономические, но и с точки зрения правоохранения. Ведь в том варианте, который сейчас рассматривается, не будет правоохранительной составляющей. Останутся чисто оформители. Кроме того, если участники внешнеэкономической деятельности будут оформляться в других местах, соответственно, уменьшатся налогооблагаемая база и налоговые поступления. Тут очень много нюансов. Если, например, убрать круглосуточный режим Эжвинского поста, то, значит, будут простаивать вагоны с грузом «Монди», а за простой вагонов РЖД выставляет приличные штрафные санкции. Всё это в конечном итоге отразится на себестоимости продукции и на всём остальном. 
 
– Принцип домино: тронешь одну костяшку, и посыплются все… 
 
– Да. Кстати, в мае у нас проходила проверка Счётной палаты РФ, в том числе рассматривалась экономическая целесообразность существования Сыктывкарской таможни. Так вот в своём акте они написали: абсолютно экономически целесообразно. За прошлый год государство потратило на содержание нашей таможни (транспорт, коммуналка, зарплата) – 220 млн., а мы перечислили в бюджет 4 миллиарда рублей. Как-то на досуге подсчитали, сколько это будет в пересчёте на каждого сотрудника. Получилось по 14 миллионов рублей на человека.
 
– Так, может, не надо трогать то, что уже хорошо работает?
 
– Мы пытаемся изменить мнение ФТС и Северо-Западного управления. Исходим в том числе из того, что 235 человек останутся без работы. А ведь это специалисты своего дела, которые проработали по 15-20 лет. И у каждого есть семья, дети… Куда они пойдут? В Сыктывкаре с работой, мягко говоря, сложно. Да, возможно, будут предложения из других регионов, но ведь это мизер.
 
 – Успокойте пока хотя бы туристов. Что будет с таможенным постом в аэропорту и смогут ли сыктывкарцы, как сейчас, летать чартерными самолётами за границу?
 
 – Таможенное оформление чартерных авиарейсов в аэропорту Сыктывкара будет сохранено. 
 

Наша справка 

Сыктывкарская таможня была одной из первых внутренних таможен, появившихся в конце прошлого века в России. 22 апреля 2012 года ей исполнилось 25 лет. Датой основания считается 1987 год, когда по приказу Главного управления Государственного таможенного контроля при Совмине СССР была создана Сыктывкарская таможня и подчиненный ей Усогорский таможенный пост.
 

Только цифры

По итогам полугодия Сыктывкарская таможня перечислила в федеральный бюджет 1 миллиард 323 миллиона 64 тысячи рублей таможенных платежей. В том числе:
 
– Воркутинский пост – 505,623 млн. рублей;
 
– Эжвинский пост – 314,368 млн. рублей;
 
– Ухтинский пост – 265,293 лн. рублей.
 

А вам таможня всегда «добро» давала?

Саркис Манасарянц, президент Торгово-промышленной палаты РК: 
 
 
– Никогда не испытывал проблем – как с самой таможней, так и с работниками таможен. Сложности возникали у предприятий республики в связи с частой сменой законодательства, в 90-е и в начале «нулевых». Но если всё делалось и оформлялось грамотно, то и проблем не возникало. Кстати, по всем нашим опросам среди предприятий об оценке действий органов госвласти меньше всего нареканий было к таможне…
 
Владимир Юрковский, певец, продюсер:
 
 
– Я счастливый и удачливый человек! Везунчик, как говорит моя супруга. Но считаю, что главное, как ты сам себя поведёшь и воспримешь ситуацию. В этом году даже украинский даишник (на Украине не ГИБДД, как у нас, а ДАi) отпустил меня просто так после пересечения мной сплошной линии. Будьте добрее, и жизнь вокруг станет такой же светлой!
 
Сергей Морохин, исполнительный директор Коми регионального отделения Российского фонда мира: 
 
 
– Если вы купили товар в международном аэропорту в магазине беспошлинной торговли (duty free), ещё не значит, что вас пустят на борт самолёта. Лично для меня это стало откровением. Во время поездки в США один из членов нашей делегации в московском duty free купил бутылку виски для американских друзей. Самолёт летел с промежуточной посадкой в Германии в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Так вот, во время прохождения таможни  в американском секторе аэропорта бутылку «не пустили», поскольку она была куплена за пределами Евросоюза. Получается, что российский магазин беспошлинной торговли является заведением второго сорта. Американцы предложили два варианта: оставить бутылку, либо использовать её содержимое тут же по назначению. Какой вариант предпочёл россиянин? Правильно, тот самый, не зря же тратил валюту!
 
Полина Романова, зам. директора этнопарка в с. Ыб: 
 
 
– Таможня для меня ассоциируется только с образом незабвенного Верещагина из «Белого солнца пустыни». Ни разу ни с российской, ни с зарубежной таможней проблем у меня не возникало, уберёг Господь. В принципе, я никогда не провозила в багаже ничего запрещённого. И не собираюсь. Не так давно мы ездили на своей машине в Финляндию. Тамошние таможенники были очень пристрастны, но очень вежливы. Придраться было не к чему, поэтому переход, то есть переезд, границы занял у нас минут десять. 
 
Вероника Шевченко, секретарь Коми регионального отделения партии «Гражданская Платформа»:
 
 
– Некоторые неудобства были, когда летала в Украину. Это было, правда, давно, в конце 90-х годов, в Нижнем Новгороде, тогда таможенные отношения только устанавливались. Запомнилось хамски высокомерное поведение со стороны наших таможенников. После, сколько ездила, никаких проблем не было.
Поделиться в соцсетях

guest
2 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Шанди
Шанди
17.08.2012 15:10

14 миллионов на человека. Вот же нашли заслугу. Как будто заработали. Было бы смешно если бы собирали меньше чем на них тратили. А вот тратят на каждого по 815 тысяч рублей и тут уже не до смеха становится

какая разница
какая разница
26.09.2012 16:27

За 20 лет существования новой России небыло ни одного случая, чтобы при заходе судна в порт таможенники не вымогали взятки. Не даш – найдут к чему придраться. На судне много чего.