Бедный Йорик…

«Гамлет» - новая интерпретация или «театральный вывих»?

Автор:   
12:01. 24 декабря, 2011  
  
22

Как уже не раз сообщало «Красное знамя», небезызвестный общественник Александр Щиголев судится с Академическим театром драмы имени Виктора Савина – Александра Фёдоровича не оставила равнодушным теперь уже скандально известная постановка «Гамлет». Это, пожалуй, беспрецедентный случай, когда зритель, «переквалифицировавшись» в потребителя, пытается диктовать творческому коллективу в целом и режиссёру постановки в частности, каким должен быть театральный продукт.

Тяжбу с храмом Мельпомены правозащитник начал с того, что разместил на сайте 7х7 исковое заявление, которое мы приводили в полном объёме.

В челобитной Щиголев заявил, что данной постановкой нарушены его права потребителя, а исполнением куплетов могильщиков в сцене на кладбище и сценой изнасилования Офелии на рояле нанесён сильный моральный вред.

Истец уверен, что учреждение культуры обязано вернуть ему стоимость двух билетов, которые он приобрёл для себя и своей спутницы, и компенсировать его страдания.

 – Мои оппоненты считают, что я шёл в театр, чтобы подать в суд, а не обратился в суд, так как сходил в театр, – заметил в ходе слушания истец. – У меня была единственная цель – вернуть деньги, потраченные на собственное разочарование. Желание обратиться к Фемиде появилось после того как представители театра натолкнули меня на эту мысль.

Сторона защиты театра в лице Александра Островского ходатайствовала о привлечении к разрешению спора эксперта – доцента кафедры хореографии и балетоведения (!) Московской государственной академии хореографии, члена экспертного совета Министерства культуры РФ по профилю «театр» Юлию Большакову, чтоб та определила, является ли показанный драмтеатром «Гамлет» постановкой по переводу Пастернака, или же по его мотивам. По словам адвоката, предварительная договорённость уже достигнута, цена вопроса – одна тысяча долларов. Судья Первомайского судебного участка Максим Марков в ходатайстве о проведении специальной экспертизы отказал.

По мотивам…

– Театральная постановка – это сокращённый вариант перевода Пастернака. Никогда «Гамлет» ни в кино, ни в театре не ставился полным текстом – тогда он шёл бы сутки, – заметил Островский.

– Такая экспертиза была бы уместна, если бы я отстаивал права Шекспира или правообладателей. Я же отстаиваю свои интересы исключительно в пределах закона о защите прав потребителей и не вижу, как мнение эксперта может повлиять на оценку моих требований судом. Это только затянет процесс, – парировал Щиголев.

– Всё-таки чем нарушено ваше право? – поинтересовался Островский. – В прошлом судебном заседании вы заявляли, что на афише должно было быть написано «по мотивам «Гамлета». Или, по вашему мнению, спектакль вообще не имеет права на существование?

– Выражение «по мотивам «Гамлета» – это один из вариантов надписи. Я всё изложил в иске, – напомнил Щиголев.

– В исковом заявлении написано, что Щиголев не был предупреждён о том, что это не «Гамлет». Указывать режиссёру, как ставить, – это уж точно не ваше дело, – попенял Островский Щиголеву.  – Вы ставите вопрос о том, классическая ли постановка была показана в театре. Специальных познаний в области театра у меня точно нет. Предполагаю, что и у суда нет. Есть предположение, что и у вас особых-то познаний нет. Надо решить вопросы, насколько самостоятелен режиссёр в выборе костюмов, музыки и так далее, и является ли это «Гамлетом» или нет?

– Ходатайство о проведении экспертизы остаётся без удовлетворения, – изрёк судья, выслушав мнение сторон. – Чтобы соотнести соответствие перевода и постановки, специальных познаний не требуется, а понятия «классическое» и «неклассическое» толкуются словарями. Полагаю, что дело готово к судебному разбирательству.

Пенсионеры оценили

Своё мнение о сложившейся ситуации высказал директор театра Михаил Матвеев. По его словам, вся рекламная кампания строилась на том, что это современная постановка. В своё время «Театр на Таганке» показал «Гамлета» с Высоцким в главной роли, это тоже была революционная для своего времени постановка, сейчас же она считается классическим примером.

– То, что это высококачественная постановка, подтверждает публика, – продолжил Михаил Матвеев. – Накануне премьеры, ко Дню пожилых людей, спектакль был показан старшему поколению, которые гораздо требовательнее относятся к вопросам морали и нравственности, и ни один из них не высказал претензий. Журнал «Музыкальная жизнь» опубликовал рецензию небезызвестной Елены Езерской, которая высоко оценила спектакль.

Общественность активно обсуждает «театральный» вопрос на республиканских и российских сайтах, однако к единому мнению не пришла. Как видно из комментариев к интернет-публикациям на данную тему, одни горячо поддерживают Александра Щиголева, называя постановку в лучшем случае «театральным вывихом», другие, мягко говоря, ставят под сомнение адекватность истца, третьи откровенно веселятся, глядя на то, как видные члены уважаемого правозащитного общества «Мемориал» устроили свой «театр», упражняясь в красноречии и не слишком усердно пиаря учреждение культуры. Заглянувшие же в местные электронные СМИ жители двух российских столиц (по крайней мере, представившиеся таковыми) удивляются провинциальности и неискушённости недовольных постановкой.

 

Пока верстался номер

На прошедшем вчера судебном слушании стороны задавали друг другу вопросы по существу, затем приступили к прениям. В ответ на один из выпадов оппонентов Александр Щиголев заявил: «Меня мало интересуют возврат денег за билеты и возмещение морального ущерба. Я хочу поднять проблему низкого уровня нашей культуры и театра и противостоять разврату вкуса и разврату сердца». Но, тем не менее, от материальных претензий истец не отказался, хотя под напором аргументов Островского снизил запрашиваемую за билеты сумму с 400 до 350 рублей за каждый, за моральный ущерб по-прежнему запрашивал 10000 рублей.

Суд оставил иск Щиголева без удовлетворения. «Правосудие на стороне идеологического разложения нации, – прокомментировал вердикт истец. – Конечно, я намерен обжаловать это решение».


Подсудно ли творчество?

 

Вера Паршукова, преподаватель Республиканского колледжа культуры:

Вера Паршукова, преподаватель Республиканского колледжа культуры

– Подсудно, если его воровать и выдавать за своё, что, к сожалению, набирает обороты в нашей республике. Настоящее искусство — удел избранных, настоящих талантов, самородков, каких мало. И те, кто имеет лишь творческие наклонности, нередко пользуются их трудом.

Ольга Сосновская, заслуженная артистка России, исполнительница роли Гертруды в спектакле «Гамлет»:

 Ольга Сосновская, заслуженная артистка России, исполнительница роли Гертруды в спектакле «Гамлет»

– Нет, неподсудно. Я считаю, что любой художник имеет право на самовыражение, на свою точку зрения в трактовке своего произведения. Для этого и существует искусство, в этом и прелесть, «изюминка» любого художественного произведения, любого спектакля. Иначе они будут унифицированными, приглаженными, и современный зритель просто не пойдёт на такие спектакли.

Ребекка Магомедова, концертмейстер:

 Ребекка Магомедова, концертмейстер

– Конечно, нет. Творчество обсуждаемо, но неподсудно. Его можно обсуждать на кухне, в кафе, на площади, в любом удобном месте. Мой любимый вариант – на кухне. Творчество вообще не должно быть поводом для судебных вариаций.

Александр Титаренко, руководитель оркестра ансамбля «Асъя кыа»:

Александр Титаренко, руководитель оркестра ансамбля «Асъя кыа»

– Искусство, конечно, требует жертв, но судить творчество может только зритель, и уж никак не служители Фемиды. Хотя ситуации бывают разные, например, плагиат. В этом случае авторские права должен защищать закон.

Ольга Макоева, главный бухгалтер, заядлая театралка:

Ольга Макоева, главный бухгалтер, заядлая театралка

– Моё мнение однозначно: неподсудно. Каждый режиссёр имеет право на свою интерпретацию спектакля. На то он и режиссёр. Мы знаем: сколько людей, столько и мнений. Современный зритель довольно искушённый, он имеет своё мнение. Лично мне спектакль «Гамлет» очень понравился. Восхитили совершенно необычная, креативная постановка его, игра актёров, интересные декорации. Новизна чувствуется во всём. И это радует.

Андрей Шопша, фотограф:

Андрей Шопша, фотограф

– В нашей стране подсудно. Например, в соседнем Кирове судом была признана экстремистской картина Васнецова «Встреча Олега с кудесником». Можно вспомнить 70 – 80-е годы прошлого века, когда в СССР были запрещены некоторые музыкальные и изобразительные направления. Желающих указать разного рода творцам, что такое хорошо, а что такое плохо, всегда хватало.

Подготовили Юлия Чупрова, Анастасия Поздеева, Любовь Галоян, Мария Сакаева

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
22 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
БорисСОСНОВСКОЙРебеккаМаньякбоюсь маньяков Recent comment authors
новые старые популярные
Неравнодушный
Гость
Неравнодушный

Спасибо за статью – более-менее объективно и без фанатизма и уже ставшей привычной грязи. Непонятен, правда, критерий выбора “экспертов” – где уважаемые в республике критики и старейшие деятели искусства? (напр., Михаил Герцман и др.) Насчет обсуждения постановок на кухне – отсюда следует, что мнение зрителя абсолютно никого не интересует, и… Читать далее »

Маньяк
Гость
Маньяк

РЕБЕККЕ.
Давай сразу и без фанатизма выложи мне адреса интересующих меня сайтов.
Дай мне свой e.mail/z вышлю тебе готовый сценарий ЛЮБОГО направления(ещё раз повторю Шекспир отдыхает)

Маньяк
Гость
Маньяк

ОЛЬГЕ СОСНОВСКОЙ.
Хотел бы я и вас увидеть в необыкновенном стиле(жанре,художестве,как вы выразились).Надо двигаться вперёд в этом направлении,иначе зрителю скоро будет скучно на ваших концертах

Рихард Зорге
Гость
Рихард Зорге

Ребекка – удивительная спорщица, которой удаётся всех переспорить с помощью одного-единственного “полемического” приёма.Ей говорят: “Спектакль плохой”, а она отвечает “Нет, хороший”, “Музыка подобрана плохо”, она “Нет, хорошо”. “Нагорничный слабый режиссер”, она – “Сильный”,ей: “Сосновская певица, а не драматическая актриса”,Ребекка “Нет,она гениальная драматическая актриса” и т. д.Правда, появился прогресс: теперь прозревшая… Читать далее »

Зорге от Юстаса
Гость
Зорге от Юстаса

Я даже знаю кто это написал. Еще больше после этого коммента стал его уважать.

Ребекка Зорге
Гость
Ребекка Зорге

Чессно слово лень по второму кругу дискутировать. Разве что за чашечкой кофе в башне (за вас счет).Никаких прозрений postfactum не было. Я всегда говорила, что есть в спектакле вещи, которые мне не нравятся. Но того что мне нравится значительно больше. (Читайте 7×7) Однако уровень претензий в иске не подразумевает обсуждения… Читать далее »

Маньяку
Гость
Маньяку

rebekkar@yandex.ru
Жду с нетерпением.

Зорге
Гость
Зорге

Мне понравилось: “…за ваш счет.” Да если бы Вы знали, кто с Вами разговаривал, то “..за ваш счет” были бы ,конечно За Ваш счет, да еще с большим Спасибо, что потратили на меня столько времени!
Надо же! Ей лень!

Киркор Филиппов
Гость
Киркор Филиппов

Не пора ли прекратить споры вокруг этого спектакля? Кто бы смотрел сыктывкарско-ярославского “Гамлета”, если бы он был поставлен традиционно, классически? Именно “нетрадиционная” постановка (хотя такая “нетрадиционность” надоела ещё в минувшие годы)и последовавший за ней скандал вызвал интерес к спектаклю. Интерес, конечно, нездоровый, поскольку здорового интереса к извращениям быть не может.… Читать далее »

Ребекка Зорге
Гость
Ребекка Зорге

Честно? Я даже не представляю перед кем бы я вдруг пала ниц… Уважаемый Зорге, расслабьтесь, на маскараде нет чинов. Надели маску – распрощайтесь со статусом.

Мемориал
Гость
Мемориал

…Щиголеву не показывать!

У него на компьютере и похлеще есть….

детей вам не зачать
Гость
детей вам не зачать

У журналистки тот же психоз? Разве нельзя было взять в кавычки словосочетание “изнасилование Офелии на рояле”? Один больной стал твердить про изнасилование, а затем это подхватили другие. От такого изнасилования дети точно не могут быть зачаты.

Маньяк
Гость
Маньяк

РЕБЕККЕ.
Завтра встретимся обязательно.Я уже сходил в баню,посетил СПА-салон на Советской.Сделал маникюр-педикюр и так далее.В общем готов к встрече во всеоружии.

маньяку Щиле
Гость
маньяку Щиле

Маньяк Щиля, мне очень приятно узнать о том, что ты в этом году наконец-то сходил в баню, и даже посетил СП-салон. Очень хорошо, что ты наконец-то постриг в этом году и ногти на пальцах рук и ног. Но кроме всего прочего нужно еще изучить для начала Кама-сутру, иначе будешь тереться… Читать далее »

Маньяк
Гость
Маньяк

РЕБЕККЕ.
Почему ты меня обзываешь каким-то Щилей?Вообще-то у меня фамилия ЧУРОВ.Чуров,понимаешь ли?

Ребекка
Гость
Ребекка

Это не я написала) Мне безразлично сколько раз в этом году вы мылись))

Аноним
Гость
Аноним

Маньяку Щиле голос сказал, что он теперь Чуров, то есть главный волшебник страны. Понимаем Щиля, понимаем. Канешно понимаем. А как же? Если ты Щиля маньяк, то как же одной манией обходиться? Пусть будет еще одна.Нам что, жалко что-ли?

боюсь маньяков
Гость
боюсь маньяков

Маньяк готов к встрече во всеоружии. Интересно как он представляет это самое всеоружие? Если как виртуальный секс на рояле, то точно- маньяк.

Маньяк
Гость
Маньяк

РЕБЕККЕ.
Хочу тебя спросить:а вообще в жизни у тебя был физический секс с мужчиной.или это так,девичьи фантазии?Если всё в мечтах,то готов научить тебя всем премудростям прямо завтра.
АНОНИМУ.
А с тобой посложнее будет.Кроме АНОНИЗМА тебе вижу заняться абсолютно нечем

Ребекка
Гость
Ребекка

Ух ты как вас к ночи то… У меня дочери уже 12 будет)
Прямо так сразу, завтра??? А как же прелюдия?

СОСНОВСКОЙ
Гость
СОСНОВСКОЙ

Ольга, ты уже довыражалась, рот до ушей скоро будет.

Борис
Гость
Борис

Исправьте подпись к фото: “непопрАвимый вред”)