Кто ЕГЭ знает…

Единый госэкзамен: будь эффективным или сдохни

Автор:   
19:21. 25 июня, 2011  
  
0

Как ни крути, а любой экзамен – это в определённой мере лотерея, в какой бы форме он ни проводился: фактор везения-невезния будет присутствовать всегда. Так же как ни один экзамен не раскроет «глубину глубин» знаний отдельно взятого экзаменуемого: отъявленный двоечник и на ЕГЭ может получить хорошую оценку, обведя кружочком достаточное количество правильных ответов (он может списать у соседа или просто угадать). Похоже, единый госэкзамен превращается в настоящую профанацию.

Как считают эксперты, исключить абсолютно все факторы подтасовок, мошенничества и прочих манипуляций с результатами ЕГЭ нельзя.

В прошлом году лучше всего экзамен по русскому языку сдали на Кавказе. Как заметил по этому поводу юморист Михаил Задорнов: «Шестьдесят процентов абсолютно грамотных кавказцев! В России даже отличники не получили тех баллов, которые поставили плохо говорящим по-русски дагестанцам и абхазцам…»

В этом году в восьми регионах страны школьники сдали ЕГЭ в среднем существенно лучше, чем в целом по стране. Области и республики, населённые такими гениями, пока не названы, сейчас чиновники с ними «разбираются».

В этом году единый госэкзамен сдавали 840 тысяч выпускников школ. Без аттестата останутся более восьми тысяч, так как завалили оба обязательных предмета – русский язык и математику. Те, кто не сдал один из предметов – либо русский, либо математику, могут пересдать ЕГЭ в дополнительный день.

В этом году уменьшилось количество стобалльников. Как заявила глава Роспотребнадзора Любовь Глебова, все стобалльные работы перепроверены – среди них снова полно липовых. Планируется выборочная проверка работ, набравших более 80 баллов.

По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, студенты, сдававшие за школьников ЕГЭ по математике, «будут наказаны по закону», окончательное решение должно быть принято до конца этой недели.

Министр убеждён, что проблемы со сдачей ЕГЭ, в том числе группа «ВКонтакте», где во время экзамена выкладывали правильные ответы, а также студенты, учителя и чиновники, писавшие тесты за школьников, свидетельствуют о том, что система ЕГЭ вскрыла коррупционный нарыв. Она стала своеобразным показателем того, что образование «пронизано обманом и нарушениями».

Тогда зачем было усугублять ситуацию введением ЕГЭ? Ограничивается ли дело злонамеренностью или бездарностью чиновников или тут всё гораздо глубже?

Согласно концепции, рождённой в недрах Министерства образования, единый государственный экзамен должен сеять добро и служить одновременно нескольким целям: выровнять шансы молодых людей из разных школ и регионов; стандартизировать требования к выпускникам, исключить возможность произвола экзаменатора и прочих дискриминаций; упростить процедуру поступления в вузы и, как ни парадоксально, исключить коррупцию при приёме в вузы.

Что ж, благие намерения. Замечательные цели. Но что-то не очень-то у нас доверяют чиновникам. Сомнения усиливаются, если обратиться к практике: школьники, родители и учителя в один голос жалуются.

Против ЕГЭ выступают учителя: результаты их труда стали оценивать по результатам экзамена. Это несправедливо: школы разные, дети разные и результаты разные (недовольны и некоторые преподаватели вузов, ректоры – все те, кто понял, что исчезают возможности заработать на поступлении). Педагоги уверены: ЕГЭ – интеллектуальная травма. Даже если у ребят есть потенциал, они не смогут выполнить иного задания, чем поставить крестик или галочку.

Против ЕГЭ высказываются сами вчерашние школьники, собирающие в Интернете десятки тысяч подписей протеста. Кто их слышит? Особенно недовольны ЕГЭ те, кто прилежно учился, но набрал такой же балл, как и одноклассники-двоечники, которым просто подфартило.

Против ЕГЭ родители…

Но почему им всем всё-таки навязали этот эксперимент, ставший нормой?

Первая причина – государству нужна рабсила, а система ЕГЭ, по мнению многих, как раз-таки воспитывает обслуживающий персонал. ЕГЭ формирует людей, направленных на то, чтобы выполнять приказ, выбирая из двух-трёх вариантов один. Если государству нужен гражданин, не думающий, а тупо исполняющий функции, которые ему предназначены, то Россия правильно сделала, что перешла на ЕГЭ. Кто не справился, кто не выдержал стресса, у кого не хватило средств на подготовку, – тем не место на вершине. Соблаговолите к станку или под ружьё. «Будь эффективным или сдохни» – такова логика «капиталистического» ЕГЭ. Те, кто оказался «эффективным», то есть дети обеспеченных родителей, у которых достаточно денег на подготовку к ЕГЭ и учёбу на платных местах в вузах, да некоторое количество гениев составят будущую элиту «общества потребления». Вроде бы всё демократично, всё честно, но пропасть между богатыми и нищими становится только ощутимее, а классовая ненависть – всё сильнее.

Вторая причина: ЕГЭ – это выгодный бизнес. По некоторым данным, государство за все годы эксперимента потратило на ЕГЭ порядка трёх миллиардов рублей. На «чёрном» рынке образования продается всё: от тестов до результатов экзаменов. Взять хотя бы скандал вокруг ЗАО «КРОК инкорпорейтед», обеспечивавшего информационное сопровождение ЕГЭ в ряде регионов: система, предложенная «КРОК», не только не исключала подтасовки результатов ЕГЭ, но и делала возможной торговлю положительными баллами. Эксперты Всероссийского фонда образования даже подсчитали возможную стоимость 100-балльных результатов ЕГЭ в регионах и Москве… И этот скандал мало кого удивил, ведь он укладывается в логику рыночных отношений: всё и все должны продаваться, даже школа. А этого никак не сделать, если «продукт», то есть выпускников, нельзя каким-либо понятным образом сортировать: это – высший сорт, а вот то – брак…

Третья причина введения ЕГЭ видится в стремлении государства сбросить со своих плеч ненужную ему обузу всеобщего доступного образования. Это гигантский шаг не только к уничтожению бесплатного обучения в вузах, но и к приходу бизнеса в среднюю школу.

То ли ещё будет!

 


Чему научил нас ЕГЭ?

Анастасия Булавина, руководитель КРО «Российский Детский фонд»:

– Ничему хорошему ЕГЭ не научил ни детей, ни родителей. Напротив, внёс столько нервозности, суеты и ненужных переживаний, вплоть до несчастных случаев и даже суицида. Никто не спорит, надо идти вперёд, улучшать систему образования, но те ошибки, которые повторяются из года в год, – это никуда не годится.  ЕГЭ превратился в лотерею: если тебе повезло – ты выиграл, получил большой балл, поступил в хороший вуз. Но ведь потом там надо учиться, а ребёнок не может, а значит опять страдает.

Татьяна Бунчук, кандидат филологических наук:

– Кого-то он научил хитрить и находить лазейки для подсказок, новые способы выманивания денег… Экзамены не должны учить, но обязаны проверить уровень знаний и умения думать по-взрослому. Мы же в очередной раз поняли, что к разумно мыслящим власть не прислушивается и будет дудеть в свою дуду, несмотря на ежегодные провалы и вопли общественности.

Галина Болотова, проректор по учебной работе КГПИ:

– ЕГЭ изменил подход к оценке качества образования. Преимуществами ЕГЭ являются его независимость, унифицированные требования, заложенные как в процедуре проведения ЕГЭ, так и в содержании контрольно-измерительных материалов. Но возможно ли применить жёсткие формализованные требования к и гуманитарным наукам, которые в большинстве своём дискуссионны? Идея совмещения школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов с первого взгляда кажется привлекательной. Но, к сожалению, ЕГЭ предлагает педагогическим вузам механистическую процедуру взамен отбора будущего студента с учётом специфики профессиональной направленности. Разве при приёме будущего педагога не следует учитывать его общительность и желание работать с детьми?

Александр Вербин, секретарь сыктывкарского горкома Российской коммунистической рабочей партии, учитель физики и информатики лицея при СыктГУ:

 – Вспоминаются слова известного юмориста Задорнова о том, что ЕГЭ придумали «егодяи». Но ЕГЭ – это только верхняя часть айсберга под названием «План уничтожения образования в России». Давно понятно, что сегодняшней власти не нужно так много грамотных людей. Они могут представлять опасность для этой власти. Поэтому образование всё больше разделяется на элитарное и для «быдла». Причём для большинства берутся нелучшие образцы американской школы. Выход один – борьба против «айсберга» и тех, кто его породил.

Сергей Терентьев,  музыкант:

– Меня ЕГЭ ничему не научил. В силу возраста: я из другого поколения. Но вообще я выступаю за традиционные экзамены – с нервным напряжением, зубрёжкой, нагрузкой. Всё это очень полезно для любого человека, если он хочет чему-то серьёзному научиться.

Опрос подготовили Лиля Вовк, Тимофей Гончарук, Михаил Казанцев, Анастасия Сивкова

Поделиться в соцсетях

avatar
1000