Единый госэкзамен: кошмар или прорыв?

«Не надо кошмарить ЕГЭ!» – призывал бывший министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. Новый министр Дмитрий Ливанов обещал, что выявленные недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ. Сегодня утверждать, что это сделано, не рискнёт никто. Но одно о проведении ЕГЭ можно сказать точно: контроль налажен!

12:03. 5 октября, 2014  
  
0

В минувшем учебном году меры контроля были настолько строгими, что у выпускников не осталось ни единого шанса списать, а организаторы госэкзаменов не рискнули нарушить процедуру его сдачи, находясь под прицелом видеокамер. Итог замечательный: в целом по стране ЕГЭ не был связан с какими-либо скандалами – сдача госэкзаменов прошла тихо и спокойно.

Правда, во избежание пугающей статистики Рособрнадзор снизил минимальные баллы по обязательным дисциплинам – русскому языку и математике. По русскому языку – с 36 до 24 баллов, по математике – с 24 до 20. Однако есть и минус в снижении порога: минимальных баллов хватает лишь для получения аттестата, поступить в университет с «минимумом» практически невозможно.

Стоит вспомнить, что система сдачи ЕГЭ постоянно меняется. Эксперимент по его введению стартовал в 2001 году, а в 2009-м экзамен стал единой для всех выпускников формой аттестации. С тех пор не было года, чтобы ЕГЭ не «исправляли».

Вот и в наступившем учебном году школьников ждут новые испытания: вводятся профильный экзамен по математике и устная часть экзамена по иностранным языкам. А чтобы получить допуск к ЕГЭ, выпускники должны будут успешно написать сочинение. К сдаче экзаменов допустят только тех, кто получит зачёт. Для многих это известие стало настоящим шоком: сочинение на экзамене не пишут уже много лет, дети просто не знают, как это делается! Значит, баллы ещё будут снижать? Специалисты Минобраза поспешили успокоить общественность: писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, но в случае неудачи ученик может сделать ещё две попытки улучшить результат – в феврале и в апреле-мае. Причём уже определены общие темы: их пять.

Точнее даже – не конкретные темы как таковые, а тематические направления сочинений: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?» На основе этих направлений к декабрю специалисты министерства разработают конкретные темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся непосредственно перед экзаменом.

ЕГЭ по математике в новом учебном году будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Для получения аттестата об окончании школы достаточно будет сдать предмет на базовом уровне, доказав владение «математикой для жизни». Однако для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний, абитуриентам предстоит сдать профильный ЕГЭ по математике, по уровню сложности аналогичный ЕГЭ 2014 года.

На ЕГЭ по иностранным языкам выпускникам теперь придётся не только сдавать письменный экзамен, но и демонстрировать своё умение говорить. Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным, однако претендентам на высокие баллы сдавать его придётся.

Максимальный балл (100) можно получить, если выпускник сдаёт и письменную часть, которая оценивается максимум в 80 баллов, и устную, чей максимум – 20 баллов.

В соответствии с новым порядком сдавать ЕГЭ все выпускники текущего года и предыдущих лет смогут с апреля по июнь, при этом русский язык и математика являются обязательными предметами, а по остальным предметам надо будет определиться с выбором до 1 марта, как и в 2014 году. В июле ЕГЭ проводиться не будет.

Пересдать неудовлетворительный результат по любому предмету можно будет в независимых центрах проведения ЕГЭ, которые станут работать круглогодично. Там же в течение года школьники смогут пересдать и любой другой предмет для получения более высокого балла.

Как восприняли известие в школах? По-разному.

Школьники – с опаской, учителя – с озабоченностью. Проблем много. Одна из них – нежелание детей читать литературу, рекомендованную к изучению. Очень часто они «проходят» роман или повесть, прочтя дайджест произведения, а это совсем не то, что необходимо для написания сочинения. Они не видят слово глазами, не могут его грамотно воспроизвести на бумаге. А если ребёнок является пользователем интернета и находится под влиянием «албанского языка», говорить о его грамотности вообще очень сложно.

Впрочем, есть и оптимистическая точка зрения. Директор одной из школ Сыктывкара уверена, что новые условия пойдут на пользу выпускникам. Сейчас все они настроены на поступление в вузы. После внедрения новых требований поступать будут только те, кто будет по-настоящему учиться, работать весь год над собой, получать знания. Остальным придётся искать работу или поступать в техникумы или училища. Страна строит новую экономику, ей требуются рабочие руки.


Что нам делать с ЕГЭ?

Владимир Шарков,  министр образования Республики Коми:

– Сдавать!

Владимир Сумароков,  главный редактор газеты «Трибуна»:

– Оставить его в покое! Экзаменационные правила нельзя менять, как перчатки. Что ни год новые параметры ЕГЭ. Явно затянувшийся эксперимент. Бедные дети и без того в шоке, а учителя просто не успевают перестроиться. Вот   ввели сочинение (причём – в пожарном порядке, ведь сам Путин рекомендовал!). Дело-то  вроде хорошее. Даже темы уже объявили. Но как оценивать – в  Минобразе точно не знают. Министр Ливанов предложил не учитывать орфографические ошибки (главное, чтоб без мата). А если это идеологические ошибки?

Владимир Сулимов,  доктор культурологии, профессор кафедры культурологии  и педагогической антропологии СыктГУ:

– Подготовка к единому госэкзамену стала сутью учёбы в 9-11 классах. Это неправильно! Наши школьники оказались не готовыми к самому главному – писать сочинение. Это вызывает у меня тревогу, поскольку я вижу, что первокурсники разучились свободно высказывать свои мысли. Я бы рекомендовал свернуть ЕГЭ и вернуться к традиционным экзаменам.

Михаил Рощевский, академик:

– Честное слово, не знаю! На бытовом уровне я с этой проблемой никак не соприкасаюсь: уже и внуки миновали этот рубеж… Но всё-таки я считаю, что живой человек должен уметь рассуждать – это в разы важнее зубрёжки, на которую рассчитаны все тесты. Тестовая форма экзаменации уместна в ГАИ. А смысл школы – обучить думать.

Павел Поташов,  сопредседатель Коми регионального отделения ОНФ:

– Объявить мораторий на какие-либо изменения в системе ЕГЭ хотя бы на пять лет. Если министр науки и образования видит необходимость в изменениях, провести за это время эксперимент по их внедрению, но на примере не более чем трёх регионов – дотационного, донора и середнячка. И только затем, после широкого народного обсуждения, распространять изменения на всю страну.

Яна Шабля, студентка юридического факультета КРАГСИУ:

– Я считаю, что ЕГЭ не нужно. После принятия этой системы образование стало гораздо хуже, так как главной задачей преподавателей является натаскивание учеников именно на решение тестов. Знание самих дисциплин сводится лишь к конкретному изучению того материала, который будет в ЕГЭ, что не даёт достаточных знаний необходимых для обучения в ВУЗе. А что касается учеников, их настолько пугают ЕГЭ, что плохо написать экзамен для них означает полный провал, можно забыть о карьере и успешной жизни в будущем. Это огромный стресс для детей
 

Анелия Горская,  заслуженный учитель школы РСФСР и Коми АССР:

Экзамен в виде тестового опроса – это полная ерунда и безобразие. О том, что уровнем нашего школьного образования восхищались во всём мире, я сужу по собственному опыту. Я трижды бывала за границей и всегда слышала от коллег, и не только от коллег: «Ваши дети всё знают»…

Поделиться в соцсетях

avatar
1000