Конец протекции

Изменится ли рынок пассажирских автоперевозок столицы Коми?

18:03. 3 августа, 2014  
  
1

Заявление Ивана Поздеева о том, что в случае «дальнейшего шантажа» со стороны профсоюза ООО «Альфа-Транс» возглавляемая им администрация может обратиться к перевозчикам из других регионов, симптоматично (см. также интервью мэра на 3-й стр.). Едва ли не впервые из уст не последнего политика в Коми прозвучала мысль об открытии рынка. Обычно мы привыкли слышать обратное: о защите местного производителя, что в равной степени относится и к оказанию услуг.

Есть смысл взглянуть на вопрос масштабнее и глубже.

Три источника проблем

Рынок автобусно-маршруточных перевозок внутри каждого города крайне неоднороден. Его доходность зависит, во-первых, от географии, во-вторых, от времени суток, в-третьих, от благосостояния трудящихся. Начнём, к слову, именно с третьего фактора. Рост благосостояния мы видим прежде всего на наших улицах, которые с 7 до 10 и с 17 до 20, особенно в центре городов, забиты пробками. Сами эти пробки свидетельствуют о неудержимом стремлении трудящихся к собственному авто, что, соответственно, оттягивает от перевозчиков их клиентов.

Роль географии, наверное, и вовсе объяснять не нужно. Центр есть центр, он всегда привлекателен, хотя и здесь есть нюанс: в условиях пробок удобнее и быстрее пройти пешком, тем более в городах Коми. В итоге случается замкнутый круг: автобусы в ожидании пассажиров томятся на остановке, пассажиры, видя такую скорость работы, предпочитают плюнуть и прогуляться.

Наконец, те самые с 7 до 10 и с 17 до 20 – это, конечно, самое жирное время для перевозчиков. Люди, несмотря ни на что, едут. Хотя… и вот тут-то, вероятно, кроется кое-что, что лежит в основе многих неурядиц у перевозчиков.

Кто едет?

Если у человека есть машина и если у человека есть возможность куда-то пройти пешком, он поедет или пойдёт. Но если у человека, например, есть право на льготный проезд, то, несмотря на наличие машины или квартиру в ста метрах от работы, он полезет в автобус, потому что иначе какой смысл в полученной льготе?

В итоге очень значительную часть пассажиров составляют именно льготники, от которых кондуктору – а значит, и всей бригаде маршрута – в данный конкретный момент потенциального получения наличных ни жарко ни холодно.

Любимый пассажир

Важную роль в результате начинает играть маршрутизация. Доходность разных маршрутов, естественно, неодинакова, поэтому понятны слова профорга «Альфа-Транса» Натальи Занегиной о непривлекательности дачных направлений: подавляющее большинство дачных пассажиров – пенсионеры, а значит, льготники (см. «Терять нам нечего» в предыдущем номере «Красного знамени»).

Понятно, что в этих условиях лучшие маршруты – это те, на которых едут «безлошадники», не имеющие льгот. Примерно такие: человек среднего возраста и среднего же достатка, работающий в центре города, но живущий на его окраине. Вот он – любимый пассажир всякого перевозчика. Если брать сугубо рыночную часть вопроса, именно за такого пассажира идут бои.

Именно за него и за его маршруты будут биться и иногородние. Если их действительно пустят на наш рынок.

Волго-вятский акцент руля

Итак, озвучена угроза пригласить к участию в возможном аукционе кировских и/или татарских перевозчиков. Из этого вовсе не следует, естественно, что с какого-то момента от кондуктора мы услышим характерный вятский либо татарский акцент. Сами водители – в физическом смысле – могут остаться ровно теми же самыми. Просто доход от перевозок пойдёт на берега Вятки или Камы.

Тем не менее сам факт отхода Сыктывкарской администрации от протекционистских принципов знаменателен. И таит в себе дальнейшие возможности двигаться в сугубо рыночном направлении. Например: владелец компании-перевозчика считает, что его водители, механики и кондукторы – уроженцы республики – ленивы, склонны к выпивке и к нарушениям дисциплины. Что мешает ему – зная, что от протекционизма отреклась сама администрация, – их уволить и нанять других, трудолюбивых, непьющих и, самое главное… вы уже, наверное, догадались, что самое главное? Конечно: не склонных требовать слишком большую заработную плату или, по крайней мере, не угрожающих забастовками на эту тему.

Кто максимально соответствует таким требованиям – тут уж вы точно догадались. Вы же тоже бываете в Москве и Санкт-Петербурге, пользуетесь маршрутками и сами видите, кто в большинстве из них за рулём.

Как нам отрегулировать рынок

«Красное знамя» обратилось за комментариями в Российский автотранспортный союз (РАС).

«Эксперты РАС считают, что поставленные в вашем обращении вопросы могут быть решены посредством принятия проекта федерального закона «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»… который в настоящее время проходит подготовку ко второму чтению в Государственной Думе… Необходимо наличие неизменных – то есть законодательно закреплённых, оптимальных и единых для регионов механизмов регулирования основных этапов организации транспортного обслуживания населения…

До настоящего времени таких механизмов в РФ нет.

Также отсутствуют нормативные акты, регулирующие порядок открытия, изменения, закрытия городских и пригородных маршрутов, отсутствует порядок допуска к перевозкам…

Законопроектом вводится норма, согласно которой перевозки с бюджетным финансированием должны осуществляться только на основании государственных или муниципальных контрактов и только по результатам публичных торгов. При этом начальная цена контракта должна определяться в порядке, установленном уполномоченным Правительством федеральным органом власти.  Цена контракта должна окупать затраты перевозчика независимо от установленных тарифов для пассажиров. Это и будет лучшая защита от сложившейся практики, когда цена контракта назначается в зависимости от предусмотренных лимитов бюджетных расходов субъекта Российской Федерации или муниципальных образований.

Многие регионы своими законами ввели тарифное регулирование коммерческих перевозок. При этом никаких компенсаций частным перевозчикам не предоставляется. Решая свои политические задачи, администрации пытаются всячески сдерживать рост этих тарифов. Несмотря ни на какие инфляции и рост цен на топливо. Особенно это заметно в предвыборные годы…

Законопроектом право тарифного регулирования ограничивается только теми перевозками, которые включены в государственный или муниципальный заказ и, следовательно, подпадают под бюджетное финансирование.

Существенно ограничивается сфера использования конкурсных процедур отбора перевозчиков на коммерческие маршруты. Устанавливается, что конкурсы должны применяться только в отношении новых маршрутов, а также в отношении тех маршрутов, которые перевозчик оставляет либо добровольно, либо принудительно в связи с неоднократными нарушениями условий перевозок», – ответил президент союза Олег Старовойтов.


– А вы бы на ком поехали?

Павел Сафронов, руководитель Сыктывкарского филиала общественной организации «Городские проекты»:

– Я бы предпочёл ехать на удобном автобусе, регулярно с раннего утра до глубокой ночи курсирующем по улицам города, остальное неважно.

Качество услуг автоперевозок, конечно, никуда не годится. Что «Гермес», что «Автоспас» (оба ООО располагаются по одному юридическому адресу с ООО «Сыктывкаравтотранс», если я не ошибаюсь) с работой не справляются.

Вообще общественный транспорт должен быть в первую очередь удобным и быстрым, рентабельным он почти никогда не является. Будем надеяться, что конкуренция и рынок все урегулируют, хотя надо понимать: ничего лучше не станет до тех пор, пока администрация города не начнёт ежедневно контролировать качество работы всех автобусов.

 

Эдуард Пименов, председатель союза журналистов РК:

– Конечно, не важно, кто за рулём и кто возит, лишь бы не гастарбайтеры с купленными правами. Но всё же власть на местах должна поддерживать своих предпринимателей, тех же перевозчиков. Всюду говорим, что идёт поддержка малого и среднего бизнеса, но на деле – привлекаем предпринимателей из другого района или региона даже,  потом всячески им помогаем ещё. Где здесь поддержка своих бизнесменов?

 

 

 

 

Анатолий Писцов, экс-председатель Совета Сыктывкара (1992-1998 годы):

– Глава столичной администрации Иван Поздеев ответственен за благоустройство города и качество услуг, оказываемых населению. Для большинства горожан неважно, кто главный на автохозяйстве, главное, чтобы автобусы приезжали вовремя, были чистыми и не переполненными в часы пик. Существенный сбой в механизме пассажирских автоперевозок может повлечь социальный взрыв. Об этом надо всегда помнить. И ещё важно максимально учесть интересы высвобождающихся сотрудников «Альфа-Транса» (если это вдруг произойдёт).  


 

Николай Сивков, сотрудник исторического музея в г.Перник (Болгария):

– В Сыктывкаре цена автобусного билета  (17 р.) равна цене билета в Болгарии (в больших городах она чуть выше, соответствует 24 рублям). Поездка до Помоздино (350 км)  стоит 700 рублей. Это примерно столько же (по расстоянию и цене), сколько и от Софии до Бургаса, или даже немного  дороже. Так что цены в Коми на автобусные билеты можно считать вполне европейскими. Качество дорог — отдельная тема.

Болгария считается беднейшей страной в Евросоюзе, поэтому отсюда народ бежит в другие страны на заработки, а не сюда едет. С другой стороны, в результате глобальных миграционных процессов ситуация в стране складывается такая, что по отдельным профессиям получается вакуум. Но отнюдь не в транспортной сфере, там-то как раз, кажется, всё нормально пока. Но, например, в сфере здравоохранения врачи уезжают, допустим, в Германию, где им в разы больше платят. СМИ передавали, что местные бизнесмены подумывают привезти гастарбайтеров из Азии, ибо болгарские рабочие  не согласны с низкой оплатой труда. Но это пока в проекте.  Средняя зарплата продолжает оставаться самой низкой в ЕС. К тому же процент безработицы очень уж высокий. Так что нам бы ваши проблемы.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
да уж... Recent comment authors
новые старые популярные
да уж...
Гость
да уж...

Следует либо монетизировать льготы и пусть эти счастливые люди сами тратят свои халявские деньги по собственному усмотрению. Как вариант следует сделать городской транспорт бесплатным и финансировать его из муниципального бюджета. Денег на это легко набрать если дать волшебного пинка обленившимся, разжиревшим на не по теме увеличенной зряплате правоохранителям. Элементарное соблюдение… Читать далее »