В конце марта в Ыбе прошёл спортивно-культурный фестиваль «Зимняя Ыбица», который, как это и бывает в подобных случаях, лучился радостью и искромётным оптимизмом, блистали биатлонистка Дарья Домрачева и комментатор Дмитрий Губерниев, гоняли в пресловутый саамский футбол и т.д.
Но в числе прочих мероприятий как одно из весьма важных подавалось ещё одно: в ходе «Зимней Ыбицы» было собрано 57 тыс. рублей на лечение трёхлетнего мальчика. Этот факт несколько царапнул глаз и заставил остановиться на себе.
Скинулись по червонцу
Как сообщалось, у ребёнка случился химический ожог пищевода, и повреждения оказались настолько тяжелы, что потребовали операции в одной из клиник Германии. Врачи оценили операцию в 120 тысяч евро, то есть, по нынешнему курсу, – 5,9 млн. рублей.
К моменту акции на «Зимней Ыбице» родным и близким мальчика удалось собрать не более 40 тысяч. В ходе фестиваля, помимо собственно пожертвований неравнодушных граждан, в пользу Никиты прошёл благотворительный аукцион, на который были выставлены толстовка Дарьи Домрачевой, плавательные очки и шапочка пловца Александра Сухорукова, вымпел с автографом хоккеиста Павла Буре, книга Раисы Сметаниной и одна из первых спортивных наград боксёра Эдуарда Захарова.
Итог, как мы знаем, – 57 000. Как указывается в официальном сообщении компании «Ыбица продакшн», на «Зимней Ыбице» побывало 5100 человек. Если бы даже не было аукциона, на каждого участника, таким образом, пришлось по 11 рублей 18 копеек. А с учётом аукциона?..
В общем, дело за малым: родителям осталось где-то найти ещё 5,8 млн. рублей.
Кого приносили на жертвенник
Зубоскалить по этому очень грустному поводу совсем неуместно. Уместно, как кажется, задуматься о другом – о смысле подобного рода акциях в частности и о современном состоянии жертвования вообще.
Но сначала, конечно, исторический экскурс. Понятие жертвы уходит в глубочайшую древность и исходно целиком и полностью относилось к культовым практикам. Боги для людей тех веков, как правило, были вовсе не милосердны, и для проявления этого милосердия нуждались в постоянной демонстрации готовности пожертвовать чем-то важным.
Самый пронзительный пример здесь, конечно, – известный случай с библейским патриархом Авраамом, который, во имя открывшегося ему единого Господа Бога, оказался готов заколоть своего единственного и столь долгожданного сына Исаака: «И связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров. И простре Авраам руку свою, взяти ножь, заклати сына своего» (Быт., 22, 9-10).
Но Господь остановил руку Авраама, уже замахнувшуюся для удара, и заменил Исаака бараном. Свидетельство безоговорочной веры было получено.
Этот довольно страшный эпизод преобразил будущую жертву Спасителя, когда Отец, волею которого Сын воплотился в человека, уготовляет ему ужасную смерть на кресте. Но и Воскресение, конечно, тоже. Мы, впрочем, даже подразумевая приближающуюся Пасху, не будем углубляться в сложную тему жертвоприношения, а ограничимся самым распространённым вариантом – в виде подаяния или пожертвования.
Рука дающего
В Библии прямо говорится: «Иже дает убогим, не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе» (Прит., 28, 27), и эта ветхозаветная истина совершенно естественным образом легла в общую кладезь христианских заповедей («Дайте, и дастся вам», Лук., 6, 38), которые лежат в основе и европейской, и русской цивилизаций. Но в какой конкретно форме эту заповедь воплотить?
Первичное действие, истекающее из заповеди о подаянии, – это подаяние и есть. То есть когда нищий протягивает тебе руку, а ты подаёшь ему или деньги, или хлеб, или какую другую еду, или вообще что-нибудь полезное. Действие – наиболее эффективное, поскольку здесь осуществляется контакт «глаза в глаза» и «рука в руку». При этом, глядя на значительное количество нынешних попрошаек, можно, конечно, предположить, что с большим удовольствием, чем хлеб или даже деньги, они бы увидели в своей руке прямо чекушку водки. Но из этого ничего не следует: как говорил один из любимых героев Ивана Шмелёва старик Горкин, «не нам судить, а обманутая копейка – и кошель, и душу прожгёт – воротится» («Богомолье»).
А ведь именно такое сомнение возникает чаще всего в последнее время, когда вместо живых (пусть даже не очень мытых и не очень трезвых) нищих перед нами возникают жалостливые тексты: «Помогите ребёнку! …-летний (имя) страдает тяжёлой формой (минимально понятное название максимально растравляет чувства). Требуется операция…» – далее идут реквизиты.
Такое объявление может располагаться в обыкновенных ящичках с прорезью, которые стоят, например, в супермаркетах и подразумевают в том числе прямое наличное участие, облегчённое тем обстоятельством, что в руке у возможного жертвователя кошелёк. Оно же может висеть баннером на сайте. Оно же может присылаться в качестве спама («мусорной рассылки») на электронную почту, а в иных случаях – даже SMS-кой на телефон.
Оно, как мы видим, выносится даже на развесёлый спортивный фестиваль – с неубедительным, впрочем, результатом.
Как относиться к наступающим с разных сторон просьбам о пожертвованиях – на лечение, на реставрацию или постройку храма?
Во-первых, спросить себя: веришь ли ты просителям?
Во-вторых, даже если закрались сомнения – припомнить старика Горкина.
В-третьих, если всё-таки решились на пожертвования, руководствоваться принципом, изложенным около 2000 лет назад: «Егда бо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек… Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф., 6, 2-3).
В противном случае есть риск повторить странную акцию по сбору денег на лечение на фестивале, о которых трубили весьма громко, но которые составили одну сотую от требуемой суммы.
А вы кому бы пожертвовали?
Игорь Сажин, председатель КПК «Мемориал»:
– Обязательно надо жертвовать на те общественные организации, которые пытаются социализировать или вернуть в общество людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Ну, не повезло ребёнку, родился он с инвалидностью, а какая-то организация учит его полноценной жизни в обществе при отсутствии зрения. Или попал подросток в трудную ситуацию, поссорился с законом, а какая-то организация помогает ему обрести веру в других людей. И не обязательно жертвовать деньги. Можно, например, отдавать таким организациям своё свободное время.
Андрей Бурдаев, эксперт:
– Например, благотворительному фонду «Сила добра». Сейчас они собирают средства на приобретение игровых модулей в отделение детской травматологии Коми республиканской больницы.
Михаил Брагин, председатель комитета Госсовета РК по социальной политике:
– Ежегодно участвую в благотворительности и вкладываю на эти цели в среднем порядка 700 – 800 тысяч рублей. Что касается пожертвований, которые являются одной из частей благотворительности, то отношусь к ним спокойно – сознаю, что такой вид благотворительности тоже может быть. Иногда кидаю что-то и в эти ящики, когда остаётся сдача с покупки.
Валентина Соловьёва, заслуженный учитель Коми АССР:
– Я бы пожертвовала деньги в пользу газеты «Красное знамя», знаю, что сейчас у неё не лучшее финансовое состояние. Я выросла при ней, состоялась как личность. По существу, училась у газеты всему: честности, преданности, особенно – правде. Она во все времена, как никакое другое периодическое издание республики, несла и несёт людям самую правдивую информацию.
(От редакции. Автор этой заметки поскромничала, частица «бы» в её словах явно лишняя, ведь Валентина Александровна уже сделала в пользу редакции несколько пожертвований).
Михаил Заварин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Коми:
– Вопрос философский, так с ходу и не ответишь. На мой взгляд, жертвовать в наше время стоит как раз детям и людям обездоленным – на лечение, содержание, в конце концов – на те же памперсы для матери-одиночки и её малыша. Всё остальное, если подходить строго, от лукавого. Как говорят на тех же именинах, было бы здоровье, остальное – купишь!
Александр Соколов, член правления Коми отделения Российского фонда мира:
– Конечно, если есть возможность, то людям, попавшим в беду, надо помогать. А на самом ли деле оказывается помощь или это банальный способ по выманиванию денег, игра на чувствах людей? Вот этот вопрос, пожалуй, самый главный. Между теми, кто оказывает помощь, и нуждающимся в ней не должно быть промежуточных звеньев в виде посредников, по крайней мере, их число должно стремиться к нулю.
Опрос провели: Сергей Морохин, Анатолий Полькин, Эрнест Мезак, Михаил Казанцев, Валерий Туркин
Даже читать до конца не стала! Деньги на операцию уже собраны, между прочим! И собираются они вот по таким копейкам! А вам господа, написавшим эту статейку должно быть стыдно. Надеюсь свои 11 рублей вы внесли. Хотя, обычно такие как вы только и делают, что сидят и грязью поливают то, что… Читать далее »