Холодное лето 53-го - в небе и на земле

2 2115 0 0
08 февраля 2013г. 12:57

Из истории воздушного флота Республики Коми

Холодное лето 53-го - в небе и на земле
"Оседлал" железную птицу. 1954 год. Фото из архива Юрия Бобылёва
Мне посчастливилось стать свидетелем становления гражданской авиации в нашей республике. За 42 года работы было много запоминающихся событий, встреч с интересными людьми, смешных и не очень историй. С некоторыми из них сегодня предлагаю познакомиться читателям «Красного знамени».
 
 

Погоня за ястребом 

 В 1951 году меня, молодого лётчика, назначили в аэропорт села Усть-Кулом патрулировать лес от пожаров. Командование решило, что я за лето буду иметь необходимый налёт для перевозки пассажиров, но в то время там работал пилот .Макаров. Я прибыл в Усть-Кулом, а Макарова откомандировали в другое место. Лётнабом (лётчик-наблюдатель – ред.) в то время в Усть-Куломе работала молодая женщина и замену пилота она восприняла очень болезненно. 

 
В конце августа, в самый пожароопасный период, я был вынужден вылететь в Сыктывкар, чтобы пройти годовую медкомиссию и продлить срок действия пилотского свидетельства. За два дня я прошёл все необходимые процедуры и собрался утром вылететь в Усть-Кулом. Перед вылетом у штаба авиаотряда увидел знакомую лётнабшу, беседующую с Макаровым. Я зашёл в кабинет командира отряда, где и услышал, что поступила жалоба на меня от лётнаба В. Поповой, в которой изложены факты «воздушного хулиганства». Она просила заменить меня на В.Макарова, который к тому времени оказался не у дел. В жалобе утверждалось, что я при выполнении патрульного задания гонялся за ястребом, летал бреющим полётом, не имея на это права, и что она боится со мной летать. Командир объединённого авиаотряда Н.Неезжалый не разобрался по существу жалобы, не принял мои доводы, что такого не могло быть, и приказал снять меня с лётной работы на три месяца с переводом в мотористы.
 
Абсурдность моей погони за птицей обсуждалась на комсомольском собрании. Все поверили лётнабше, и только один лётчик, участник Великой Отечественной войны, М.Калугин резко высказался:
 
– Как это можно гоняться за птицей на самолёте? Вы что, охренели? И почему мы должны верить практически постороннему человеку?..
 
А дело было так. Как-то раз при подлёте к аэродрому села Усть-Кулом, на высоте 300 метров, я обратил внимание на парящую на этой же высоте огромную птицу. Я ради любопытства немного подвернул самолёт, пытался рассмотреть её поближе. Но она, резко сложив крылья, ушла вниз. Я даже не думал гоняться за ней. Вот эту птицу в своей закрытой фонарём кабине и увидела лётнаб, а бреющий полёт я сделал, снизившись до высоты 100 метров, над Староекатерининским каналом, который начинается от деревни Канава.
 
Это кратковременное снижение с целью более подробного рассмотрения деталей старинного рукотворного сооружения ни в коей мере не сказалось на безопасности полёта. Вот эти эпизоды и описала в своей докладной Попова с намерением отделаться от меня. Формулировка в приказе о моём наказании за «погоню за ястребом» ещё долго «красовалась» в личном деле.
 

В карты проиграли

Примерно в 20-ти километрах от Усть-Кулома на высоком берегу Вычегды расположен старинный мужской Ульяновский монастырь. В 1951 году он представлял собой полуразрушенное каменное сооружение, где временно располагалась колония заключённых. Как-то рано утром в аэропорт села Усть-Кулом позвонили. Начальник колонии просил срочно прилететь к ним и вывезти из зоны женщину-заключённую, которую зеки проиграли в карты и намеревались убить. Начальник аэропорта позвонил в Сыктывкар и получил разрешение на мой полёт в Ульяново, где имелась пригодная площадка для посадки самолёта По-2. Таким образом, я участвовал в спасении женщины, которая работала в зоне бухгалтером, была молода и красива.
 

Люди боялись выходить на улицу

В 1953-54 годах по всей стране стало неспокойно из-за большого количества преступников, освобождённых по амнистии из лагерей в связи со смертью Сталина. Многие из них осели в районах Крайнего Севера, в частности, в Троицко-Печорске. Они работали на лесоповале, в различных экспедициях, а некоторые промышляли воровством и разбоем, терроризировали население. Люди боялись появляться на улицах вечером и ночью.Только армейские подразделения, присланные помочь населению бороться с преступниками, смогли навести порядок во всём Троицко-Печорском районе к концу 1954 года. 
Были случаи, когда нас, пилотов, бывшие зеки принуждали летать туда, куда они хотят. Как-то при выполнении пассажирского рейса в аэропорту Дутово после посадки я зарулил на стоянку, высадил пассажиров. Неожиданно к самолёту подошёл крупный, подозрительного вида человек и, бесцеремонно усевшись в кабину, угрожая ножом, стал требовать отвезти его (теперь уже не помню, куда). Начальник площадки Бажуков с пистолетом в руке выгнал его из самолёта…
 

Коктейль Б-70

Аэропорт в посёлке Троицко-Печорск состоял из взлётно-посадочной полосы – ровной площадки на берегу реки Мылва (притока реки Печора) – и нескольких деревянных строений. Коллектив небольшой: начальник, авиатехник, моторист, кассир, метеонаблюдатель и двое разнорабочих. И вот в аэропорту появился новенький из числа расконвоированных заключённых. Василий Иванович Чеканов отбывал срок за то, что был председателем колхоза в Ивановской области и допустил воровство социалистического имущества. Тюремные власти решили направить его на работу в аэропорт, при этом он должен был регулярно отмечаться в соответствующих органах НКВД.
 
Чеканов был исключительно добросовестным, хозяйственным и умелым сельским мужиком. Он в короткий срок организовал строительство деревянного здания аэропорта – с просторной пилотской комнатой, вместительным пассажирским залом, кабинетом начальника аэропорта, отдельными комнатами для кассира, метеостанции, аппаратной и вспомогательной комнатой для радиостанции. В общем, стало очень удобно для работы. Я помню, сколько хлопот было у начальника аэропорта, чтобы как-то узаконить (поставить на бухгалтерский баланс) это строение. Задавались вопросы: откуда взялся материал для строительства, и кто его строил, где взяли средства для строительства? Я не знаю всех нюансов, но точно могу сказать, что нарушений никаких не было.
 
Василий Чеканов целыми днями что-то строил, помогал уладить многие хозяйственные дела. Очень любил общаться с 
нами, пилотами. И мы довольно часто в зимние дни угощали его чаркой спирта, который у нас постоянно имелся. Вы спросите, откуда? В зимнее время положено было после полётов и заправки самолёта бензином доливать в топливный бак чистый медицинский спирт, чтобы устранить появление в топливе ледяных кристаллов, которые могли в полёте засорить жиклёры карбюратора и отключить работу двигателя. Но опытный авиатехник В.Осипов это делал только тогда, когда мороз на улице был ниже 15 градусов. А в более тёплое время он приносил этот спирт нам – пилотам.
 
Однажды Чеканов, привыкший выпивать каждый день чарку спирта, лишился этого «удовольствия». Как-то вечером в сумерках Осипов, заправив самолёт бензином, стал открывать крышку бензобака, чтобы влить порцию спирта, но крышка бака из-за мороза без твёртки не открылась. Он поставил полулитровую стеклянную банку на крыло самолёта и пошёл в «тепляк», чтобы взять ключ от бака. Чеканов, увидев стоящую на крыле самолёта банку со спиртом, быстро подошёл, сделал несколько глотков и поставил банку на прежнее место. А техник, выходя их «тепляка», видел, как Чеканов пил спирт, но, не подав виду, вылил содержимое банки в бензобак. Затем случилось самое интересное. Техник вновь наполнил банку, но теперь уже бензином, и ушёл в «тепляк». Чеканов заметил, что банка снова полная, стоит на крыле, и рядом никого нет. Подбежал, торопливо схватил банку и, не почувствовав сразу на морозе вкус содержимого, сделал несколько глотков…
 
После этого розыгрыша расконвоированный два дня на работу не выходил и дома его тоже не было. Все сотрудники были озабочены состоянием его здоровья, т.к. бензин Б-70, хоть и не содержал ядовитых присадок, – жидкость агрессивная. На третий день Чеканов пришёл на работу с осунувшимся, бледным лицом и рассказал нам, как он боролся все эти дни с диареей после приёма значительной порции Б-70…
 
Юрий Бобылёв, пилот, ветеран гражданской авиации 

 

Понравилась публикация? Подпишитесь на обновления (RSS, Я.Ру, e-mail)

Дополнительные материалы
Комментарии (2)
(Добавить комментарий)
  • В карты проиграли /08 февраля 2013г. 19:00:11/ №47288
    А им теперь памятники ставят, реабилитируют и отпевают. "Всем, погибшим в застенках во время сталинской эпохи, посвящается..."
    Ответить
  • Колес /09 февраля 2013г. 14:46:27/ №47334
    если ты политических от уголовников не отличаешь, это твои проблемы
    Ответить
Ваш комментарий
Комментарии к статьям, содержащие элементы ненормативной лексики и оскорбления, будут удаляться.
Ваше имя:
Текст комментария:
Ваша оценка:
 
Введите символы, которые вы видите на картинке
Введите этот защитный код в поле справа Обновить
Х




« Вернуться в раздел

реклама
Погода курс валют
Соцсети
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Facebook

Владимир Сумароков - злоба дня

реклама
Авторские колонки
«Прикид» для педагога
Анатолий Полькин «Прикид» для педагога

Своевременно ли ставить вопрос об обязательном ношении формы учителем?

7 2448
Охоты на муниципалов не будет?
Анатолий Полькин Охоты на муниципалов не будет?

Силовики Республики Коми отчитались о своих успехах

5 3162
Все материалы
Карикатуры Олега Хромова
Последние комментарии
пенсионер

мафия бессмертна

Лента комментариев
наверх